Ссылки по темеПроизошла ошибка РїСЂРё url запросе страницы приложения. Сайт "www.m-invest.ru" заблокирован.

Кризис стального рынка: продолжение следует (Часть 2)

02.04.2009

Рынок в феврале



Предварительные данные статистики за февраль 2009 г. выглядят в общем-то оптимистично, но довольно противоречиво. Банк Москвы, ссылаясь на «МеталлКурьер», 2 марта сообщил, что производство стали на основных предприятиях РФ за февраль выросло на 5,3%. Через пару дней министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко назвал цифру прироста загрузки мощностей металлургии (к январю) в 18–20%. И наконец, в середине месяца Росстат назвал свою цифру прироста выпуска проката черных металлов за февраль (+7,3%).

По нашему мнению, конъюнктуру рынка более характеризуют фактические отгрузки стальной продукции потребителям по статистике ОАО «РЖД», которые исключают работу «на склад». Однако при этом, естественно, надо учитывать наличие вторичных перевозок.

За февраль все ж/д перевозки черных металлов в РФ (включая чугун и лом) выросли на 17,77%. Однако если посмотреть статистику прямых отгрузок (от меткомбинатов – потребителям) для конечной продукции – стального проката и полуфабрикатов, то статистика выглядит намного хуже. Общий прирост за февраль составил 5,61%, при этом в начале 2009 г. отгрузки потребителям на треть ниже, чем годом ранее.

Кстати, по данным Росстата, ситуация чуть лучше: предприятия РФ в январе–феврале 2009 г. сократили выпуск проката черных металлов по сравнению с показателем аналогичного периода 2008 г. до 7,3 млн, т. е. на 30,5%.

Причем, по данным ж/д отгрузок, наибольший рост февральских поставок (+35% к январю) и наибольшие объемы (рис. 1) пришлись на саму же металлургию (трубным, метизным предприятиям и т. п.). Другой источник прироста российского спроса (+18%) – поставки металлоторговым сетям, решившим накануне весны пополнить свои склады. Все это – фактически не спрос, а отложенный спрос на металл с надеждой на оживление конъюнктуры весной-летом.



У прямых и главных потребителей стальной продукции в России в феврале спад закупок стальной продукции продолжился. За месяц ведущие предприятия стройиндустрии сократили спрос на металл еще на 13%, а предприятия машиностроения – еще на 44,5%. В итоге февральские поступления металла этим потребителям составили менее 20% (!) от уровня февраля прошлого года.

Спад более чем в 5 раз настораживает. Поэтому посмотрим на типичных представителей этих отраслей, регулярно входивших в тoп10 потребителей стальной продукции в стране.

 

АвтоВАЗ с декабря 2008 г. не только сократил закупки металла более чем в 20 раз. Он накопил заметные долги за поставленный металл, комплектующие и многое другое. Почти месячный простой (с Нового года) конвейеров АвтоВАЗа и комплекс мер правительства по сокращению ввоза иномарок, похоже, не слишком помогли российскому автогиганту. Его продажи автомашин в январе–феврале составили около 29–30 тыс., что на 40% меньше, чем годом ранее. Однако еще хуже оказалось финансовое положение АвтоВАЗа: он запросил у государства срочную поддержку в объеме 28 млрд руб., поскольку поступления выручки на завод на порядок снизились. Все это не позволяет рассчитывать на восстановление спроса автопрома на металл, тем более что дела на других автозаводах (КамАЗ, ГАЗ) еще хуже.

Другой крупный потребитель стали в нашей стране – ФГУП «Уралвагонзавод» – имеет два диверсифицированных пакета заказов: на металлоемкое производство военной техники и на выпуск ж/д вагонов. Однако он имеет большие проблемы с ценами на стальную продукцию. Его близкие к государству заказчики – ОАО «РЖД», ПГК и военные ведомства – постоянно пытаются сформировать долговременные стабильные цены, причем весьма низкие. Возможно – просто притормозить любые заказы в это кризисное время. В итоге «Уралвагонзавод» никак не может согласовать цены по всей технологической цепочке (включая цены на металл Магнитогорского металлургического комбината и «Евраза») и выйти на мало¬мальски рентабельное производство. К примеру, вагоносборочный цех ФГУПа простоял без работы с 5 по 24 февраля, отправив в вынужденный отпуск 11,67 тыс. работников. Более того, в марте «Уралвагонзавод» будет ставить вопрос о сокращении 6500 сотрудников вообще.

Крупнейший потребитель металла в стройиндустрии страны – ОАО ПКП «Мосстройснаб» – в полной мере прочувствовал кризисное сокращение финансирования всех видов строительства. Кроме того, в Москве началось физическое сокращение застройки ввиду исчезновения свободных участков. Малоизвестен тот факт, что столица по итогам IV квартала 2008 г. в части объемов возводимого жилья переместилась на 3¬е место в стране. Она не только втрое уступила Московской области, но также отстала от Санкт¬-Петербурга. Впрочем, практически у всех застройщиков страны проблемы однотипны – огромные долги и малая доступность кредитных ресурсов. Итог – массовая заморозка строек и тем более – новых проектов.

Разговоры о господдержке строительства по стране, включая развитие инфраструктуры, пока практически не подкрепляются инвестициями. Сезонное оживление спроса на металл в 2009 г. может не состояться вообще.

Итог всех тенденций для внутрироссийского стального рынка пока что весьма неутешительный. Никаких заметных механизмов для оживления спроса на металл в РФ государство пока не реализовало. Богатого финансирования строительства в Сочи (к Олимпиаде) и рядом с Владивостоком (к саммиту АТЭС) абсолютно недостаточно.

Надежды на экспорт

Стальной экспорт, существенно выручивший российскую металлургию в декабре – январе, заметно ниже, чем годом ранее.

В январе текущего года (по данным ФТС РФ) он составил 73,6% от объемов января прошлого года. В феврале 2009 г. начался спад. Согласно ж/д статистике, за месяц экспорт черных металлов из России упал на 5,3%.

Остается только утешать себя тем, что китайский стальной экспорт упал в феврале на 18% – до самой низкой отметки с 2004 г.

Все это показатели крайне низкой сейчас конъюнктуры мировых стальных рынков. Спрос на металл упал повсеместно, а перепроизводство (по установленным мощностям) вдвое превышает спрос.

Актуальные меры по защите национальных металлургических производств типа «Покупай американское» или очередные антидемпинговые расследования также не внушают оптимизма для экспортеров. В части перспективы сбыта стальной продукции «заграница не поможет».

Вводя новые пошлины на импортную металлопродукцию, российские власти также не могут существенно изменить баланс внутреннего рынка. В феврале текущего года, согласно ж/д статистике, импорт черных металлов (ферросплавы, стальной сортовой и плоский прокат, трубы и пр.) в Россию составил 263,4 тыс. т. Это в 1,5 раза больше соответствующих поступлений в январе, однако по отношению к февралю прошлого года объемы импорта снизились в 1,9 раза, а по итогам первых 2 месяцев текущего года – в 2,3 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Положение метпредприятий

Анализ фактических ж/д отгрузок продукции ведущих метпредприятий (и холдингов) России показывает, что от кризиса к настоящему времени пострадали практически все.

 

Единственным лидером с позитивной в январе–феврале 2009 г. динамикой остается Нижнесергинский ММЗ, однако он не смог «вытянуть» показатели группы НЛМК (¬37%). В меньшей степени, чем другие, снизили отгрузки ОЭМК («Металлоинвест»), «Амурметалл», «Ижсталь». Наибольший спад по сравнению с уровнем годичной давности продемонстрировали предприятия группы «Эстар», Златоустовский МЗ, Чусовской МЗ, МЗ им. Серова.

Крупнейшие меткомбинаты РФ дружно снизили отгрузки продукции на 30–45% по сравнению с началом прошлого года. Утешает только то, что к наиболее кризисным последним месяцам 2008 г. уже наметился небольшой рост (на 10–40%).

В текущих условиях для российской металлургии (условиях низких цен и низких объемов реализации) главным остается вопрос финансовой устойчивости. Тем более для холдингов, обремененных значительными краткосрочными долгами («Евраз», «Мечел», ТМК, «Эстар»).

Хотя финансовая отчетность за IV квартал опубликована далеко не всеми, становится ясно, что российская черная металлургия с осени стала нерентабельной, причем до конца I квартала не выйдет из этого состояния.

Наиболее рентабельный в течение нескольких лет в российской и мировой металлургии НЛМК в IV квартале 2008 г. получил убытки в $480,6 млн (по US GAAP). ММК показал квартальные убытки в 23,4 млрд руб. (по РБСУ), ОЭМК – в 3,6 млрд руб и т. д. Схожая ситуация в части прибылей и убытков ожидается и в I квартале 2008 г., причем для большинства металлургических предприятий России. Выход отрасли на рентабельную работу ожидается только летом, после корректировки цен на основное металлургическое сырье (железную руду, коксующийся уголь), некоторой «расшивки» платежей и реструктуризации долгов и т. п. А сейчас продолжается период жесточайшей экономии на всем, вплоть до зарплат персонала.

О надеждах на будущее

Часть этих надежд для металлургии мы озвучили выше.

В целом 2009 г. будет годом борьбы за снижение издержек отрасли и себестоимости продукции. Резервы тут есть, причем они памятны металлургам еще по 1990¬м годам. Только сохранение конкурентоспособности продукции (по самым строгим мировым меркам) способно рано или поздно вытащить отрасль из кризиса.

Долю в этот процесс обязаны внести все – от рядовых сотрудников до владельцев металлургических холдингов, предприятия-смежники, российские власти и многие другие. Будет долгий и болезненный период, но иного выхода нет. Остается пожелать терпения, и результат обязательно будет! 

По материалам "MetalTorg.Ru"