Ссылки по темеПроизошла ошибка РїСЂРё url запросе страницы приложения. Сайт "www.m-invest.ru" заблокирован.

Не занимать оптимизма

31.03.2009

Сложившиеся к настоящему моменту обстоятельства на рынке металлов внесли и продолжают вносить кардинальные изменения в планы развития трейдерских компаний.

Чтобы рассмотреть текущее состояние и перспективы развития складской металлоторговли, сервисных услуг для потребителей, взаимодействие участников региональных рынков с производителями металлопроката и труб, журнал «Металлоснабжение и сбыт» при поддержке Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) и компании Металл-Экспо выступил организатором конференции «Региональная металлоторговля-2009», которая прошла c 12 по 13 февраля в Екатеринбурге.

Стоит отметить, что общее настроение участников конференции оказалось относительно оптимистичным. С одной стороны, никто из трейдеров не рассказывал с натянутой улыбкой о том, как замечательно идут дела в той или иной компании. С другой стороны, участники, похоже, не склонны поддаваться панике, и в итоге на конференции состоялся конструктивный диалог, в ходе которого участники пытались разобраться в том, что на самом деле происходит на рынке, и найти способ противодействия негативному воздействию кризиса.

В том, что этого не избежать в 2009 г., практически уже никто не сомневается. Так, А. Дзигунов, директор инвестиционного направления УК Активные формы, в своем выступлении отметил, что в этом году наиболее серьезно пострадают такие отрасли, как строительство, стройматериалы, строительное, дорожное, транспортное и инвестиционное машиностроение. В этих отраслях объемы производства могут упасть до 50%.

В других секторах, например в автомобилестроении, меры господдержки не дадут упасть рынку более чем на 25%, хотя реальное падение потребительского спроса на автомобили может составить порядка 40%. Это связано с тем, что в структуре спроса 2008г. доля кредитного спроса на автомобили составляла до 30%, а сегодня практически отсутствует.

Чуть в меньшей степени кризис коснётся электроэнергетики, так как это достаточно стабильный рынок: электроэнергию потребляют как население, так и производство. Однако и в этом секторе планируется сокращение инвестиционных программ, особенно проектов нулевого цикла.

Привлекательными секторами, которые инвесторы сегодня рассматривают в качестве потенциальных источников прибыли, являются пищевая и фармацевтическая промышленность, а также сельское хозяйство. Кроме того, сейчас на повестке дня стоит вопрос продовольственной безопасности страны, поэтому проекты сельского хозяйства по строительству мясокомбинатов и других промышленных производств так или иначе будут реализовываться.

Естественно, что в столь жёстких конкурентных условиях металлотрейдерам и без кризиса живётся не сладко. Что уж говорить о текущей ситуации. Тем не менее, надо отметить, что степень тяжести положения дел у различных трейдеров сегодня разная. Есть металлоторговые компании, причём достаточно крупные, которые с осени остались с дорогими запасами проката на складах. Такие компании только сегодня начинают продавать продукцию с нулевой или минимальной наценкой.

В более выигрышном положении оказались региональные металлоторговцы, которые прекрасно знают и чувствуют свои региональные рынки, и поэтому испытывают небольшие трудности. Так, на примере своей компании генеральный директор ГК «Протек» г.Воронеж Л.Полянский показал возможности быстрого и чёткого реагирования на изменения, которые происходят на рынке. Если в марте – апреле прошлого года компания закупала вдвое больше металла, чем реализовывала, то в июне закупки уже равнялись продажам, а августе они сократились до минимума. Такая политика велась вплоть до декабря 2008г., когда закупки вновь превзошли продажи металла.
О. Стрижакова, руководитель отдела маркетинга компании ОММЕТ г.Омск, рассказывая о ситуации на региональных рынках, на которых присутствует компания, также привела примеры мобильности локальных компаний по закупкам и отгрузкам металлопродукции.
По её словам, Омская область в 2008г. резко сократила металлоемкость: по сравнению с 2007г. падение составило 27%. Более всего падение объёмов коснулось труб – 32% и сортового проката – 31%, объёмы потребления листа упали всего на 16%. При этом в отличие от общей емкости региона, наименьшее падение в объёмах трейдерских поставок коснулось не листа, а трубного проката – всего - 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А вот лист и сортовой прокат потеряли 20% и более. Данная ситуация напрямую связана с таким фактором как падение спроса и цен. Именно по этой причине трейдеры резко приостановили закупки данных групп металлопроката. Трубный прокат же не испытывал резких ценовых колебаний, что позволило данной группе не потерять значительных объёмов по ввозу.

Итоги года для омского рынка металлотрейдинга завершились уходом компаний Сиб-ЭкоМеталл, а другой федеральный игрок – Комтех-Омск принял решение о работе без склада, то есть по принципу Home Office.

Однако с тезисом о том, что компании регионального уровня сегодня чувствуют себя лучше, чем крупные трейдеры, не согласился О.Тюрюпенко, генеральный директор Металлсервис-Групп. В своем докладе он привел данные о том, что в 2008г. структура баланса Металлсервиса стала в разы лучше. Продавая металл на падающем рынке, компании удалось погасить займы, и в первую очередь валютные. Добиться этого компания смогла за счёт скорости и точности закупок, оптимизации использования ресурсов, открытого прайс-листа, партионного контроля продукции.

Основной сложностью работы на рынке металлов в настоящий момент, по мнению генерального директора Металлсервис-Групп, является отсутствие планомерной ценовой политики у производителей и чётких решений относительно тех объёмов, которые поставляются на внутрероссийский рынок. В результате тех колебаний, которые ежегодно потрясают рынок металлов, уменьшается доля независимых металлотредеров. Развивать свои собственные сети металлургам не дает лишь то, что рентабельность этого бизнеса не такая высокая при быстрой оборачиваемости запасов.

В нынешних условиях многие компании, чтобы остаться на плаву, начинают пересматривать модели организации бизнеса: расширяют розничные продажи, отказываются от филиального развития и т.п.

Кстати, компании, которые еще до кризиса избрали своей специализацией розничные продажи, чувствуют себя в настоящее время достаточно уверенно, что отметил в своем докладе С. Космиров, директор по маркетингу ГК «Металл-Маркет», дав оценку привлекательности розничной металлоторговли по сравнению с другими сегментами (крупным оптом – от 500 до 3 тысяч тонн в месяц).

Анализ показал, что в сложившейся экономической ситуации именно розница является наиболее перспективным направлением развития, на что влияют следующие факторы. Розничный сегмент характеризуется наиболее низкими темпами снижения емкости и в силу своего размера, специфики деятельности и отдачи от вложенных затрат (как денежных, так и временных) представляет наименьший интерес для крупных игроков рынка.

По оценкам С. Космирова, емкость рынка металлоторговли в 2009 г. снизится на 40—45% по сравнению с 2008 г. Основное снижение придется на средних и мелких оптовиков (50—60%), а также на крупных оптовиков (35—40%), что обусловлено размером (крупные клиенты) и отраслевой принадлежностью клиентов (строительство и машиностроение). Дополнительно в случае отсутствия существенного оживления спроса на мировом рынке крупные производители могут сместить акцент на внутренний рынок и на поддержание своих сбытовых структур, что обусловит усиление конкуренции между крупными, средними и мелкими оптовиками. Обладая большим запасом прочности, крупные оптовики могут активно использовать инструмент ценовой конкуренции, что обеспечит ускоренное сокращение сегмента средних и мелких оптовиков.

Розница в меньшей степени будет подвержена кризису в связи с ориентацией на небольших клиентов и их меньшей ценовой чувствительностью. Прогноз снижения продаж здесь составляет примерно 15—20%.
Кроме того, розница обладает низкой зависимостью от кредитных ресурсов, что особенно важно в условиях дефицита и дороговизны кредитов. Невысокая зависимость от поставщиков и клиентов, а также относительно большой уровень наценки делает розничный сегмент менее рисковым и финансово устойчивым.

Что касается в целом стратегии выживания металлоторговцев на рынке, то согласно высказыванию И. Плютова, директора службы организационного и стратегического развития Компании «Металлинвест» металлоторговом бизнесе существует две ключевые проблемы, решение которых приобретает особую значимость в период кризиса.



Первая проблема
— это отсутствие или полное игнорирование системного подхода в управлении, вторая — отсутствие правильной цели.
Для решения первой проблемы необходимо провести реинжиниринг бизнес-процессов, с тем чтобы проанализировать, для чего нужен каждый отдельный процесс, каков его вклад в общую копилку чистой прибыли и т.д. Если эта доля минимальна, то, как бы ни было неприятно, от такого процесса придется отказаться.
Вторая проблема — это постановка правильной цели. При этом она должна быть не просто в головах собственников и руководителей, но формализована и доведена до ключевых сотрудников и менеджеров по продажам.

Далее для достижения поставленной цели стоит предпринять следующие шаги:
• осуществлять мониторинг прибыли даже не в месячном режиме, а в более короткие сроки;
• управлять расходами по пессимистичному сценарию;
• отказаться от производственных направлений. По словам И. Плютова, до тех пор, пока не будет наведен порядок в торговом бизнесе, и не будет выстроена адекватная система продаж, браться за производство неразумно;
• определить нормы выработки менеджеров по продажам в объемах реализации в тоннах и в объеме маржинальной прибыли;
• создать систему оплаты труда, «заточенную» на прибыль;
• держать «высокий» прайс-лист;
• планировать продажи от текущих цен поставщиков;
• ориентироваться на самый прибыльный, самый оборачиваемый металлопрокат;
• коэффициент запаса по ассортименту не должен превышать 2, хотя у каждой компании этот показатель может быть свой;
• проводить работу с филиалами, а именно осуществлять «заморозку» филиалов, по которым нет прогноза по чистой прибыли на 2009 г.

Завершая свой доклад, И. Плютов сделал прогноз, согласно которому те компании, которые работали, ориентируясь на объем продаж, будут вынуждены уйти с рынка металлов. Те же, кто работал «в прибыль», — останутся, и более того — подберут клиентов неэффективных игроков, так как последние, работая на рынке металлоторговли не слишком рентабельно в I полугодии 2008 г., не заработали достаточных средств для того, чтобы пережить последние четыре месяца 2008 г. Поэтому 2009 г. будет для них особенно сложным.

По материалам "Металлоснабжение и сбыт"