Ссылки по темеПроизошла ошибка РїСЂРё url запросе страницы приложения. Сайт "www.m-invest.ru" заблокирован.

С верой в надежных потребителей

19.03.2009

В связи с резким сокращением пула платежеспособных потребителей Сталепромышленная компания, один из крупнейших металлотрейдеров региона, сократила расходы и пересмотрела политику работы с дебиторкой

Металлотрейдеры одними из первых на рынке почувствовали кризис: им нужно было своевременно рассчитываться с производителями металлопроката в условиях нарастающей лавины неплатежей потребителей. Если до июля 2008 года дебиторская задолженность СПК держалась на уровне 45% от ежемесячной отгрузки, то к зиме она зашкалила за 100%. С наступлением кризиса круг платежеспособных клиентов сузился почти в 2,5 раза, доля 30?дневной дебиторки упала с 70 до 30%.

Сегодня в екатеринбургском офисе СПК непривычно тихо. Одна из причин — сокращение персонала: в условиях резкого сужения спроса удерживать весь штат бессмысленно. Отказ от лишних расходов и повышение производительности труда — первые шаги, которые в условиях ухудшения рыночной конъюнктуры предприняло большинство компаний. СПК не стала исключением: операционные расходы сокращены втрое. Практически все кредиты погашены, а в новых займах нет необходимости — упал объем продаж. Но этих мер для выживания недостаточно. Компании пришлось по-новому взглянуть на покупателей металлопроката.

Клиент клиенту рознь

Сейчас металлотрейдер вынужден отслеживать не только производственные циклы потребителей, но и их финансовую устойчивость. С точки зрения платежеспособности клиенты разделены на две группы, рассказывает коммерческий директор СПК Владимир Крысанов:

— Первая — надежные, финансово исполнительные. К ним мы не выдвигаем никаких требований по предоставлению обеспечения. Но таких единицы. Вторая группа — клиенты, имеющие в своей истории просроченные задолженности плюс потенциально неплатежеспособные. Проблема в том, что даже самый надежный клиент не может сказать со 100?процентной гарантией, останется ли он таким через месяц-два. Всем клиентам второй группы мы предлагаем перейти на политику обеспечения товарного кредита. У нас разработана программа: в качестве обеспечения мы принимаем банковскую гарантию, аккредитив, берем залог — движимое и недвижимое имущество. Мы думали, что новый подход столкнется с сильным сопротивлением клиентов, но опасения подтвердились лишь отчасти. Многие восприняли это как необходимую меру. Схема хороша для них тем, что мы даем металлопрокат под обеспечение, при этом проценты в отличие от банковских кредитов не насчитываются. Если компания не согласна сотрудничать по такой схеме, мы отказываемся от работы с ней.

В СПК отмечают, что меняется структура потребления: если раньше доля строителей достигала 60%, а машиностроителей составляла 30 — 35%, то сейчас на стройку и машиностроение приходится примерно по 40%. Остальное забирают мелкие трейдеры и прочие заказчики.

— Доли потребителей уравниваются, потому что строительная отрасль практически замерла, а машиностроение пострадало чуть меньше, — рассказывает Владимир Крысанов. — Но все не так трагично, как кажется на первый взгляд: во всех отраслях остались предприятия, у которых есть деньги, и они продолжают реализацию проектов. Больше финансово устойчивых компаний осталось в нефтедобыче, несмотря на то, что цена на нефть упала: в основном это градообразующие предприятия, у них были свои планы по развитию коммунального хозяйства, их финансирование не остановлено.

Удержаться на краю

Излишним оптимизмом металлотрейдеры не страдают. Как ожидают в СПК, март — апрель будут наиболее напряженными. Скажется «эффект домино»: просядут отрасли, до сих пор ощутившие влияние кризиса в меньшей степени, например, пищевая промышленность. Кроме того, у предприятий нет денег: до реального сектора экономики они так и не дошли, а банки не хотят рисковать, ожидая очередной волны банкротств.

Дальнейшее развитие событий во многом будет зависеть от того, сможет ли государство поддержать платежеспособный спрос населения, а опосредованно и основных потребителей металлопроката. В качестве примера грамотного решения этой проблемы Владимир Крысанов приводит Германию: «Там правительство просто объявило населению, что всем, кто избавится от старой машины и приобретет новую, будет выплачена определенная компенсация. В итоге многие пошли на это, и производительность автопрома резко возросла, по крайней мере, зарплаты у людей, занятых в отрасли, не стали сокращаться такими быстрыми темпами».

В этом году СПК прогнозирует спад потребления на 40% к уровню 2008 года. Ожидать снижения цен на металлопрокат в ближайшие месяцы не приходится. «Скорее всего, они останутся на прежнем уровне, потому что разница между внутренними и экспортными ценами достаточно высока, и у наших меткомбинатов есть еще поле для маневра. Но у иностранных поставщиков металла цена падает примерно на 3 — 4% еженедельно. Возможно, через месяц эти цены сравняются», — полагает Крысанов. Главная опасность сейчас — это дальнейший обвал рынка, еще большее сокращение спроса. Тогда придется вернуться к пересмотру антикризисной программы, в частности снова урезать расходы.

«Эксперт Урал»